AZN = 44.01 RUB
USD = 74.77 RUB
EUR = 90.45 RUB

A
Москва новым трехсторонним соглашением даст импульс активизации окончательного решения конфликта между Баку и Ереваном. Эксперты

Москва новым трехсторонним соглашением даст импульс активизации окончательного решения конфликта между Баку и Ереваном. Эксперты

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
27.10.2021 10:50

/upload/iblock/978/97864c847ed073e174db4adaa434206c.jpg

Лидеры Азербайджана и Армении Ильхам Алиев и Никол Пашинян 9 ноября при посредничестве президента России Владимира Путина спустя год после подписания исторического трехстороннего заявления по нагорно-карабахскому урегулированию, знаменующего окончание второй Карабахской войны, подпишут новые документы. Об этом на днях сообщило армянское СМИ Aliq Media со ссылкой на «надежные дипломатические источники».

«Два документа, которые являются почти окончательными, подпишут Никол Пашинян и Ильхам Алиев при посредничестве и участии Владимира Путина, если в последний момент не возникнут форс-мажорные ситуации.

Первый документ, согласно информации издания, касается делимитации и демаркации государственной границы между Арменией и Азербайджаном, в соответствии с которой Ереван и Баку признают границы и территориальную целостность друг друга, основываясь на картах Генерального штаба Министерства обороны СССР 1920-х годов. Не случайно, что Владимир Путин напомнил об этих картах.

Издание утверждает, что второй документ, по которому в результате недавней встречи на уровне вице-премьеров России, Азербайджана и Армении была достигнута почти окончательная договоренность, касается разблокировки коммуникаций в регионе, в частности деталей создания дорог-коридоров , в том числе установления сообщения между Азербайджаном и его Нахчыванской Автономной Республики.

Аналогичную информацию распространило РИА Новости со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией.

Потенциальное подписание «Москва-Баку» прокомментировали эксперты.

Политолог, специалист по межнациональным конфликтам Евгений Михайлов:

mixaaaa.jpg- Я уверен, Москва в ближайшее время снова выступит гарантом подписания нового соглашения между Азербайджаном и Арменией. Это может быть предварительный или окончательный договор о мире. Скоро исполнится годовщина подписания трехстороннего заявления лидеров России, Азербайджана и Армении по нагорно-карабахскому урегулированию. Думаю, Москва предпринимает все максимальные шаги для того, чтобы сейчас, спустя год, было подписано окончательное мирное соглашение. Об этом говорят уже многие здравомыслящие эксперты. В Армении многие говорят как о свершившемся факте, что подписание произойдет.

На мой взгляд, в самой Армении люди устали от понимания отсутствия будущего. Все попытки Армении играть на сторону – привлекать Францию, Соединенные Штаты, осуществлять какие-то провокации, пытаться втянуть в конфликт с Азербайджаном ОДКБ провалились.

Судя по всему, в течение года с момента подписания лидерами России, Азербайджана и Армении между тремя странами на высшем и высоком уровнях велись кулуарные переговоры. И, судя по всему, не безуспешно. Потенциальная встреча Ильхама Алиева и Никола Пашиняна при посредничестве Владимира Путина - это результат усиленных переговорных процессов. Предполагается, что сейчас будут подписаны документы, которые в первую очередь позволят выйти Армении из кризиса, позволят смотреть в будущее. Если Армения подпишет мирный договор, то у нее появится возможность быть разблокированной со стороны соседей. У нее появятся дипломатические отношения с Азербайджаном, с Турцией, появится возможность экономического взаимодействия с этими странами-соседями.

Полагаю, что Владимир Владимирович Путин не будет по 10 раз организовывать такие встречи. Потому что нет смысла заниматься столь длительное время только маленькой Арменией и ее проблемами. Два соглашения между Россией, Азербайджаном и Арменией уже были подписаны. И если бы Ереван не тянул с их выполнением, сейчас бы лидеры трех стран просто приехали, подписали мирный договор и все. И регион бы ожидали мир и процветание. Но Армения весь этот год пыталась лавировать. И есть надежда, что сейчас, в ноябре, все вопросы будут решены, и Азербайджана и Армения откроют новую страницу в своих взаимоотношениях.

Потенциальное подписание нового соглашения будет прямым доказательством того, что, несмотря ни на какие происки, попытки, в том числе со стороны Запада, не удастся принизить роль России в карабахскому урегулировании. Москва вновь докажет, что она поставила точку, что она вела весь процесс и может довести его до победного конца. Кроме того, за год с момента подписания трехстороннего заявления мы увидели, что никто из третьих стран не смог взять на себя организацию встреч между Алиевым и Пашиняном. Россия как взялась за решение этого конфликта, так и доводит это дело до конца под полным собственным контролем.

Для сравнения, Азербайджан выполняет все условия трехстороннего соглашения, и, кстати, давно призывает Армению к подписанию окончательного мирного соглашения. Азербайджан – победитель, он взял свое, он не претендует на чужое. И он выступает в процессе в качестве сильной стороны, протягивает руку более слабому.

Основная задача России сейчас – подтолкнуть Армению к выполнению трехстороннего соглашения. Самой Армении в одиночестве со своими проблемами сложно справиться. Но если вопросы карабахского урегулирования обсуждены и закреплены при посредничестве России, это, конечно, другая ситуация.

Мы видели заявление Путина на «Валдае». Он четко сказал, что и Ильхам Алиев, и Никол Пашинян приняли волевые решения, оказались выше сиюминутной политической ситуации. Москва всегда держала руку на пульсе армяно-азербайджанского урегулирования. И Россия выполняет свои обещания и ведет регион к миру.

За год в связи с карабахским урегулированием было много провокационных ситуаций. Этого не должно происходить, но так бывает, когда войны заканчиваются, когда нет определенности в отношениях конфликтующих стран. Но сейчас, если будут подписаны договоры, неопределенность прекратится. Окончательное соглашение должно остановить все провокации. Мы видели провокации со стороны незаконных армянских формирований. И эти формирования должны принуждаться к миру. Это должно быть одним из обязательных условий нового соглашения. Армению заставят это сделать. Вопрос только, как это будет реализовываться. Но незаконные формирования должны уйти из Карабаха.

По статусу Карабаха. Собственно, Армении кто мешал признать это сепаратистское образование? А если не признавали, значит понимали, что будет еще больше проблем. Никакого статуса, естественно, уже никогда не будет. Иначе бы Алиев не поехал подписывать какие-либо договоры. Есть четкая позиция: Карабах – это Азербайджан. И это позиция с точки зрения международного права.

Думаю, что в текущей ситуации на армянскую диаспору было оказано колоссальное давление с тем, чтобы мнение политического руководства Армении совпадало с мнением руководства Российской Федерации. Армения – очень слабое государство, которое ничего не контролирует. И для того, чтобы Армения государственность приобрела, ей нужно выйти на путь мира.

Во всех конфликтах, если кто-то что-то педалирует, если что-то случается, на территории России страдают именно представители диаспор. Если Армения сейчас начнет очередной поиск союзников, пострадает как раз диаспора в России. Сколько бы кто ни кричали в диаспоре о реванше, в конечном итоге при такой позиции все равно пострадают представители диаспоры. И я считаю, что сейчас богатейшие армяне России получили определенный сигнал от Москвы, что не надо упорствовать в своей идее реванша.

Если подписание нового соглашения произойдет, США и Франция снова окажутся за бортом окончательного карабахского регулирования. Вашингтон и Париж так и не смогли попасть на «борт» карабахского урегулирования. Владимир Путин на «Валдае» говорил, что можно возобновить работу сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Дескать, это посыл к Западу, что хорошо, мы можем возобновить процесс в таком формате… Но… все уже решено.

Конечно, если новое подписание при посредничестве России произойдет, ни о какой Минской группе и других игроках в процессе не может быть и речи. Думаю, и Москва в этом не заинтересована. Она как взяла в свои руки процесс, так и доведет его до конца сама без участия Франции и Соединенных Штатов Америки.

США и Франция в течение года очень активно продвигали тему статуса Карабаха. Но в очередной раз оказалось, что сильного инструмента влияния на ситуацию между Азербайджаном и Арменией у них нет. Почему? Да они далеко. Россия разместила на Южном Кавказе своих миротворцев. А США, Франция – что они? Их в регионе и близко нет. В итоге, Москва – самый сильный игрок в регионе, и я не вижу ничего удивительного в том, что никто не смог запрыгнуть в эту лодку, кроме Москвы.

Кстати, даже Иран сейчас пошел на попятную. После встречи в Москве главы МИД России Сергея Лаврова и его иранского коллеги Хосейна Амира Абдоллахиана, мы увидели, что появилась информация о смягчении напряженности между Азербайджаном и Ираном. Что здесь сказать, Москва влияет на процессы.

Мирная повестка, несмотря на различные провокации, которые мы наблюдали в карабахском урегулировании в течение года, побеждает. Другого выхода у сторон и нет. Москве в любом случае не нужно напряжение у своих границ. Ей хватает проблем и с другими партнерами... которые раскачивают ситуацию.

82918135-680591.jpgДиректор Института политических исследований Сергей Марков:

- Сценарий подписания нового соглашения между Азербайджаном и Арменией при посредничестве России в армяно-азербайджанском урегулировании весьма вероятен. При этом, на мой взгляд, пока окончательный мирный договор между Азербайджаном и Арменией невозможен, поскольку он предполагает признание со стороны Еревана территориальной целостности Азербайджана, то есть, включая Карабах. К этому не готово не общественное мнение в Армении, ни армянская диаспора, ни политическое руководство страны и в лице Никола Пашиняна. В ином случае власть Пашиняна просто будет свергнута. Но соглашение вероятно. Это соглашение, вероятнее всего, будет призвано закрепить нерушение предыдущих двух заявлений. А также зафиксирует новые шаги вперед в том, что касается продвижения в создании транспортных коридоров, демаркации и делимитации границ, cоздания атмосферы доверия, снижения пропаганды в отношении двух стран, гуманитарные шаги, восстановление экономического взаимодействия.

По итогам работы трехсторонней рабочей группы на уровне вице-премьеров России, Азербайджана и Армении по разблокированию транспортно-экономических связей, на мой взгляд, будет подписано более конкретное соглашение, в том числе касательно Зангезурского транспортного коридора. Будет зафиксировано, где конкретно пройдут эти транспортные коридоры, будет решаться вопрос, кто их будет строить с организационной точки зрения, кто будет обеспечивать безопасность строительства.

На мой взгляд, взаимоисключающие заявления, звучащие в Ереване в последние недели, делаются потому, что, по всей видимости, в Армении так и не определились со своими последующими шагами. Безусловно, итоговое решение с армянской стороны все равно будет за Николом Пашиняном, поскольку он, по итогам состоявшихся летом выборов, подтвердил легитимность своей власти. На мой взгляд, Пашинян хотел бы продвигаться по пути реализации договоренностей с Азербайджаном, он даже был бы готов признать, что Карабах – это Азербайджан, но глава правительства Армении боится разгневать общественность, боится новых выступлений, в том числе провокаций радикалов, боится, что с ним просто-напросто разделаются.

Армянская оппозиция объявила о проведении 9-10 ноября протестной акции. Но мы видим, что оппозиция Армении сегодня довольна вялая. Она надеется, что отношения России и Турции в перспективе ухудшатся и Москва, в том числе своими вооруженными силами будет решать проблему.

Потенциальное подписание нового соглашения, конечно, подтвердит статус России как главного посредника в урегулировании, тем более, что Владимир Путин своим заявлением на Валдайском форуме, можно сказать, бортанул американцев, французов, ну буквально сказал: «Гуляйте отсюда». А вот насколько статус России как посредника сейчас будет утвержден, зависит от того, что будет зафиксировано в новом соглашении – будет ли это повтор основных тезисов от прошлого года или зафиксирована конкретика.

На самом деле, я был поражен, насколько соглашение от 9-10 ноября 2020 года оказалось стратегически перспективным. Это соглашение не просто о прекращении огня, но очень большое и неожиданное для большинства достижение. И сейчас очень важно, зафиксирует ли новое соглашение при посредничестве России новые шаги вперед или просто закрепит с небольшими добавлениями соглашение от 10 ноября. В любом случае, каким бы оно ни было, Россия новым подписанием подтвердит свой статус главного миротворца, главного посредника по региональному урегулированию.

У США и ЕС не получилось быть посредниками, потому что они были заинтересованы в том, чтобы конфликт продолжался. Им нравятся любые конфликты на границе России. А Россия заинтересована в том, чтобы ей не пришлось выбирать ни между Арменией, ни между Азербайджаном. Москва, естественно, больше заинтересована в Азербайджане и Армении, чем Евросоюз, которые хотя и являются политическими гигантами, но далеки от событий региона.

Армянское лобби оказывает большое влияние на политику Франции, США. Оно оказывает влияние и на политику России, но Владимир Путин смог изолировать армянское лобби от сильного влияния на процесс. Так сложилось, что сейчас России позиция Азербайджана по армяно-азербайджанскому урегулированию ближе, чем позиция Армении. Российскую позицию Владимир Путин в руки армянского лобби не отдает. А вот, например, по Макрону, видно, что такая передача де-факто происходит. Личная активность Владимира Путина тоже играет роль в продвижении вопроса урегулирования.