AZN = 54.19 RUB
USD = 92.13 RUB
EUR = 98.71 RUB
Новости дня

A
Реплика политического обозревателя Сергея Строканя: Каталония, Курдистан... Карабах (видео)

Реплика политического обозревателя Сергея Строканя: Каталония, Курдистан... Карабах (видео)

19.10.2017 16:43

Попытки провозглашения новых независимых государств в Испании и Ираке и значение их примеров для Карабаха разбирает политический обозреватель Сергей Строкань специально для портала «Москва-Баку»

Призрак бродит по Европе, призрак сепаратизма. Впрочем, не только по Европе, но и по Ближнему Востоку и большой Евразии, включая постсоветское пространство, где он многие годы особенно неприкаянно маячит в Карабахе. Сегодня закавказский призрак может повернуть голову и посмотреть на то, как это происходит там у них, имея перед собой как минимум два свежих примера, позволяющих проводить аналогии и параллели.

В Испании лидер Каталонии Карлес Пучдемон провозгласил независимость мятежного региона, после чего премьер-министр страны Мариано Рахой пригрозил железной рукой подавить мятеж Барселоны. Противостояние центральных властей и Каталонии на этой неделе вступило в решающую фазу: Мадрид выдвинул Барселоне ультимативное требование отказаться от объявленной независимости «по добру, по здорову».

По схожему сценарию развивается ситуация на Ближнем Востоке, в Ираке. 

Провозглашенная иракскими курдами независимость не только резко обострила ситуацию внутри страны, где на этой неделе иракские войска вошли в контролируемую курдами провинцию Киркук для наведения конституционного порядка, после чего там пролилась первая кровь. Предшествовало силовой операции Багдада обнародованное в минувшее воскресенье решение властей иракского Курдистана отвергнуть требование иракского правительства аннулировать результаты референдума 25 сентября, на котором более 90% курдов проголосовали за отделение от Ирака. К этому остается добавить, что ситуация в Ираке еще и создала региональный очаг дестабилизации, огненные искры которой долетают в соседние государства - Турцию, Иран, Сирию.

Чем закончатся решающие походы за независимость, начатые испанской Барселоной и иракским Эрбилем, и в чем может состоять их главный урок для Закавказья, где есть своя территория, пытающаяся идти тем же путем, что и Каталония с Курдистаном – Карабах?

Ответ на этот вопрос приобретает особое значение еще и потому, что на этой неделе президент Армении Серж Саргсян сразу после переговоров с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в Женеве на встрече с представителями армянской диаспоры в тихой Швейцарии сделал громкое заявление о том, что, дескать, он не видит будущего Карабаха в составе Азербайджана.

Но если так, то что в исторической перспективе ждет Карабах? Неужели все та же вожделенная независимость, которая оказывается не по зубам даже Каталонии и Курдистану?

Учитывая, что потенциальные очаги сепаратизма есть не только в Испании, но и во многих других европейских государствах – Бельгии, Италии, Великобритании, за противостоянием Мадрида и Барселоны сегодня, затаив дыхание, следят во Фландрии, Валлонии, Шотландии, Падании и других европейских регионах. Следят в тех местах, где есть большее или меньшее число людей, мечтающих о том, чтобы территории, где они живут, однажды вышли из состава своих государств и отправились в свободное плавание. Так они представляют свое счастливое завтра.

Таким же образом, за борьбой иракского Курдистана напряженно наблюдают турецкие, сирийские, иранские курды, движимые одной и той же мыслью - если у наших иракских братьев получится довести задуманное до конца, и стать независимым государством, то может быть, однажды получится и у нас?

Пойдя на обострение с центральными властями своих государств, глава Каталонии Карлес Пучдемон и лидер Курдистана Масуд Барзани не побоялись сжечь мосты, руководствуясь представлением о своей некоей исторической миссии. По их версии, эта миссия должна состоять в том, чтобы реализовать вековечные чаяния своих народов. И обратной дороги нет.

Несмотря на то, что испанская и иракская партии далеки от завершения, первые выводы из истории Каталонии и иракского Курдистана, каждая из которых драматична по-своему, можно сделать уже сегодня. Попытаемся понять, к чему это уже привело и может привести в недалеком будущем.

В связи с этим выясняется одна общая закономерность, имеющая принципиально важное значение: попытка призрака независимости материализоваться, стать реальностью создает целый клубок проблем, затягивающихся в тугой узел.

Остановимся на этом подробнее.

Во-первых, и в случае с Каталонией, и в случае с Курдистаном остается непонятным, как обеспечить функционирование их государственных органов и решать массу практических вопросов, затрагивающих повседневную жизнь граждан. Как делать это во все более двусмысленной ситуации, когда независимость то объявлена, но реального отделения так и не произошло. Ведь сколько ни говори «халва», но во рту слаще не станет. И при этом конфликт с центральной властью и в Каталонии, и в Ираке развивается по нарастающей.

Во-вторых, не ясно и то, как обеспечить экономическую стабильность воображаемых независимых государств, не допустить бегства капитала и избежать их изоляции. Экономические издержки похода за независимость уже почувствовали и в Каталонии, где многие банки и компании стали закрывать свои офисы, и в Курдистане, над которым нависла угроза экономической блокады.

В-третьих, невозможно представить, как воображаемые независимые Каталония и Курдистан намерены обеспечивать охрану своих новых границ – как внутренних, так и внешних.

И наконец, самое главное. Международная реакция на инициативы Барселоны и Эрбиля свидетельствует о том, что их независимость в мире не нужна никому. Евросоюз, мягко говоря, не желает видеть перед собой независимую Каталонию и четко дает ей понять: в случае попытки создания независимого государства автоматического членства не будет, переговоры о вступлении в союз придется начинать с нуля. К тому же любая страна ЕС – та же Испания, может наложить на решение о приеме свое вето.

Что касается Курдистана, то резко негативное или в лучшем случае осторожное отношение к идее его независимости высказали ведущие мировые и региональные державы. Соседи Ирака стали грозить Эрбилю закрытием границ, санкциями, вплоть до экономической блокады, и даже военными действиями.

Таким образом, на примере Каталонии и Курдистана есть все основания сделать вывод о том, что ничего кроме головной боли для мирового сообщества проекты новых независимых государств сегодня не несут. И уже поэтому они нежизнеспособны. Не будем забывать, что как субъекты международного права независимые государства не существуют в вакууме.

Применительно к Карабаху можно сколько угодно заявлять о создании его «государственных органов», «министерств» и «ведомств», переносить столицу из Степанакерта в Шушу, но это ровным счетом ничего не изменит.

При этом есть еще целый ряд обстоятельств, которые делают идею независимости Карабаха еще более умозрительной и оторванной от реальности. Давайте отбросим эмоции и будем исходить из фактов. Они состоят в том, что создание второго армянского государства в глазах мирового сообщества будет выглядеть как казус. Кроме того, по Карабаху есть целых четыре резолюции Совбеза ООН, называющие его оккупированной территорией, превращение оккупированной территории в независимое государство – ничего подобного в мировой практике еще не было. К этому нужно добавить, что в отличие от Каталонии и Курдистана, где прошли референдумы, провести реальный референдум в Карабахе невозможно, потому что после этнических чисток, сотни тысяч азербайджанских граждан оказались беженцами и проголосовать не смогут. Но и это еще не все, в отличие от экономически развитой Каталонии и богатого углеводородами Курдистана, экономического мотора для собственной независимости Карабах не имеет.

Таким образом, при отсутствии реальных слагаемых государственности призрак независимости так и останется призраком.